Первобытное искусство
Иркутский художественный музей обладает небольшим, но исключительно редким собранием произведений древнейших культур Прибайкалья. Среди них — получившие мировую известность женские статуэтки и фигурки птиц позднего палеолита, скульптурные изображения головы лося и каменные грузила в форме рыбок периода неолита, антропоморфные скульптуры бронзового века из бивня мамонта и изображения всадников и животных на изделиях из кости эпохи железа. В собрании музея — многочисленные изображения лошадей, оленей и других животных, высеченные на каменных плитах, найденные недалеко от современной деревни Базой около Усть-Орды. Первобытный мастер при выполнении антропоморфных фигурок был связан определенными канонами, но в изображении животных он, очевидно, чувствовал себя более свободным, и здесь в полной мере проявился его талант. Вызывают восхищение природное чувство материала, умение выявить его пластические возможности, реалистичность трактовки образа.
Основным источником пополнения коллекции стали материалы экспедиций, проводимых на территории Иркутской области в 1930–1970-х годах Иркутским краеведческим музеем, Иркутским государственным университетом, Ленинградским отделением Института археологии АН СССР, Институтом истории, филологии и философии СО АН СССР (Новосибирск).
К этому времени относятся раскопки палеолитических стоянок Мальта (М. М. Герасимов) и Буреть (А. П. Окладников). Открытие поселений древних охотников дало великолепный материал, позволяющий восстановить хозяйственный уклад, духовную культуру и мировоззрение жителей Сибири той далекой эпохи. На стоянках Мальта и Буреть отмечены общие культурные проявления: в устройстве и планировании жилищ, религии, выборе материала и обработке изделий.
Произведения первобытного искусства представлены здесь разнообразными образцами резьбы по кости в виде мелкой пластики. Достаточно отметить, что в Мальте и Бурети было найдено двадцать женских статуэток, что составляет почти половину общего количества известных «палеолитических Венер», а также большое количество изображений птиц и животных. В коллекцию музея вошли четыре женские статуэтки и одно скульптурное изображение летящей птицы.
В результате раскопок могильника Ярки (недалеко от Иркутска) в музей поступили в 1957 году скульптурные изображения головы лося, выполненные из кости (раскопки П. П. Хороших). Они представляют собой прекрасный образец первобытного искусства раннего неолита Прибайкалья, получившего название китойской культуры. В китойское время основным занятием помимо охоты становится рыбная ловля, происходят изменения в общественных отношениях, выделяются группы людей, которые занимают особое место в родовом коллективе. Осваиваются новые породы камня: светло-коричневый аргиллит, зеленый нефрит; появляются керамические сосуды.
Из экспедиции А. П. Окладникова в коллекцию влились редкие образцы антропоморфных изображений из бивня мамонта, найденные при раскопках могильника бронзового века Усть-Уда в 1950-х годах. Могильник относится к глазковской культуре, открывающей собой эпоху металла в этом районе. Старые технические традиции обработки камня, кости и рога, формы и типы изделий продолжают существовать, однако характер и особенности новой культуры Прибайкалья определяет новый материал – металл. Его распространение стало решающим событием в истории народов Прибайкалья. Коренные изменения происходят в экономическом укладе, общественном строе, искусстве.
В 1980-х годах собрание музея пополнилось образцами курыканской культуры позднего железного века из раскопок Унгинского поселения и Манхайского городища. Среди них – писаные камни с изображением скачущих лошадей, орнаментированные пластины и костяные накладки колчана.
Носители курыканской культуры были скотоводами, охотниками и земледельцами, оставившими значительный след в истории народов Восточной Сибири второй половины первого тысячелетия н.э. Их памятники — ценнейший исторический и этнографический материал, свидетельствующий о высоком уровне художественной культуры эпохи.