Графика

Коллекция русского эстампа XX века на сегодня насчитывает около 2000 графических листов, представляющих творчество более 170 художников.
 
Основу коллекции составляют произведения таких выдающихся мастеров, как А. П. Остроумова-Лебедева, К. Ф. Юон, И. Н. Павлов, Г. С. Верейский, Е. А. Кибрик, А. Ф. Пахомов, Д. С. Бисти, М. П. Митурич, ставшие классикой отечественного искусства, и работы известных иркутских художников Б. М. Лебединского, Г. Г. Леви, А. Р. Мадиссон, А. М. Муравьева и многих других. В коллекции представлены практически все традиционные виды эстампа: офорт, литография, линогравюра, ксилография и другие.
 
Собрание музея позволяет в общих чертах проследить эволюцию эстампа на протяжении всего ХХ столетия – от гравюр и офортов мастеров Cеребряного века до работ современных художников, созданных на рубеже XX–XXI веков, однако большая часть произведений относится к 1950–1980-м годам. В целом оно отражает многообразие стилевых направлений отечественной печатной графики прошедшего века.
 
В отдельную коллекцию внутри этого собрания можно выделить книжную графику, выполненную в различных техниках эстампа, среди которых преобладают гравюра на дереве (ксилография) и литография, изначально связанные с искусством книги. Эта коллекция достаточно многочисленна и репрезентативна: в музее хранятся широко известные работы В. А. Фаворского, Н. И. Калиты, Г. Д. Епифанова, М. И. Пикова, Ф. Д. Константинова и других мастеров.
 
Из персональных собраний русского эстампа ХХ века наибольшей полнотой отличаются коллекции известных офортистов Матвея Доброва, Бориса Уханова и Станислава Никиреева, мастера гравюры Павла Шиллинговского, петербургского графика с иркутскими корнями Николая Домашенко, иркутских художников Бориса Лебединского, Георгия Леви , Александры Мадиссон, Галины Курочкиной-Домашенко, Александра Муравьева, Александра Шипицына.

 Лебединский Б.И. Байкал. Остров Ольхон. Бумага, офорт. 1892. Из собрания ИОХМ им. В.П. Сукачева

 

Сибирская традиция представлена не только работами иркутских мастеров эстампа, но и произведениями художников-графиков из Барнаула, Кемерова, Новосибирска, Улан-Удэ, Братска, Читы, что позволяет выделить в отдельную коллекцию сибирский эстамп (более 900 произведений 44 авторов).
 
Коллекция русского рисунка и акварели XX–начала XXI веков, объединяющая советский и постсоветский периоды, – одна из самых значительных по объему (более 1600 произведений около 250 авторов). Это работы признанных мастеров отечественной графики: О. Г. Верейского, Б. А. Дехтерева, Н. Н. Жукова, А. М. Каневского, Д. Н. Кардовского, А. В. Кокорина, А. П. Остроумовой-Лебедевой, К. И. Рудакова, Л. В. Сойфертиса, А. В.Фонвизина, Н. Е. Чарушина и многих других. Среди наиболее объемных персональных коллекций следует выделить собрание рисунков и акварелей Николая Кузьмина и Татьяны Мавриной, подаренное музею Н. К. Величко в 1980 году, а также персоналии ведущих иркутских графиков Георгия Леви, Александры Мадиссон, Сергея Элояна, Раисы Бардиной. Значительную часть собрания отечественного рисунка составляют произведения художников-живописцев, одинаково успешно работавших в области графики: А. И. Авилова, К. Ф. Богаевского, А. М. Герасимова, И. Э. Грабаря, М. Б. Грекова, А. М. Грицая, П. Д. Корина, Е. Е. Лансере, В. В. Рождественского и других. В этом ряду стоят и работы известных иркутских живописцев Н. А. Андреева, А. П. Жибинова, А. И. Вычугжанина, А. И. Алексеева, А. Г. Костовского, Г. Е. Новиковой, А. Ф. Рубцова, В. Г. Смагина. Их рисунки и акварели иногда являются подготовительными эскизами живописных произведений, позволяющими проникнуть в творческую лабораторию мастера, но чаще всего они имеют самостоятельную художественную ценность.

Многие мастера рисунка и акварели занимались и книжной графикой. Театральная графика (эскизы декораций и театральных костюмов в технике рисунка, акварели, гуаши) представлена в нашем собрании работами Сергея Малютина, Георгия Леви, Марии Яльцевой, Татьяны Ларевой, Александра Шпирко. Коллекция политического плаката времен Великой Отечественной войны – «агит-окон ТАСС», авторами которых являются иркутские художники М. С. Гранавцева. А. С. Жарков, А. Ш. Закиров, Д. Т. Калачикова, А. Р. Мадиссон, С. М. Развозжаев, А. К. Руденко. В. П. Томиловский и другие, насчитывает около 450 работ, переданных музею Иркутской организацией Союза художников РСФСР в 1966 году.

Во Владыкине за Останкиным

Татьяна Алексеевна Маврина. Бумага, перо, тушь, кисть, акварель. 28,7х20,8. 1942