Китай

На протяжении почти трех столетий Иркутск играл выдающуюся роль во взаимоотношениях России с Китаем. Через Иркутск шла оживленная торговля с Китаем, осуществлялись дипломатические и культурные связи. Иркутск служил базой для научно-исследовательских экспедиций в Китай таких ученых, как Потанин Г. Н., Пржевальский А. В., которые привозили оттуда для Восточно-Сибирского отдела Русского Географического общества (ВСОРГО) предметы быта и искусства. Неслучайно именно Иркутск стал обладателем ценной коллекции китайского искусства. Собрание Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачёва насчитывает более 1000 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства Китая. После долгих лет реставрации экспозицию украсили живописные полотна, не имеющие аналогов в России. Это четыре свитка под общим названием «Групповой портрет «Предки», написанные в период с XVI по XIX век, подаренные музею ВСОРГО хамбо-ламой Гомбоевым в 1889 году, а также сцена из романа Ло Гуань-чжуна «Троецарствие» — «Военный совет Чжугэ Ляна». Если первый долг китайца состоял в выражении признательности Небу, то второй долг – в признательности предкам. Именно эту роль играли наши свитки. Они вывешивались в богатых домах вельмож, выполняя роль репрезентативных семейных портретов.

Коллекция китайской графики насчитывает около 550 произведений и включает работы, выполненные в различных техниках: ксилография, минеральные краски, акварель, тушь, вырезка и аппликация из бумаги. Особую ценность имеет собрание китайского лубка XIX–начала XX веков – народных картин на исторические, бытовые, литературные и театральные сюжеты, основная часть которых поступила в 1920-е годы из иркутского Музея народоведения, унаследовавшего коллекции ВСОРГО. Большой интерес представляют акварели и гуаши на рисовой бумаге из серии «Производство чая» (XIX в.), свитки с живописью в традиционном жанре «горы-воды» (XIX в.). Современное искусство представлено работами мастера ксилографии Гэ Ша (1990-е гг.) и произведениями художников Чжао Хайнаня и Ван Сюлина (2000-е гг.), работающих в жанре традиционной китайской живописи гохуа.

Особая гордость музейной коллекции — собрание фарфора, родиной которого является Китай. Уже в X веке китайский фарфор приобрел всемирную известность. Знаменитые печи Люнцюаня славились изделиями, покрытыми голубой и светло-зеленоватой глазурью типа «селадон», который по цвету напоминал нефрит. Украшением экспозиции является ваза «мэйпинь» XIV века, обожженная в этих печах. В зависимости от цветовых сочетаний в росписи выделяют «зеленое семейство», «розовое семейство», в которых доминируют соответствующие названиям краски.

Художественное бронзовое литье долгое время оставалось самым примечательным явлением в искусстве Древнего Китая. Представленные в экспозиции музея произведения датируются XVII–XIX веками, но удивительная стойкость китайской цивилизации и непрерывная историческая преемственность культурных традиций позволяет проследить черты, уходящие своими корнями в глубокое прошлое. Так, например, ритуальный сосуд типа «дин», вазочка «гу» находят аналоги еще в Древнем Китае, где они использовались для приготовления ритуальной пищи и вина.

Национальным искусством в Китае считают яркие и красочные перегородчатые эмали, получившие большое развитие в эпоху Мин. Богатство оттенков, чистота исполнения и яркая образность снискали китайским изделиям в технике перегородчатой эмали заслуженную славу. Сосуды из перегородчатой эмали служили вазами для цветов, курильницами, ритуальными сосудами, чашами.

Богатая фантазия, тонкое понимание и знание природы, виртуозная техника исполнения китайских мастеров особенно ярко проявились в резьбе по дереву. Сюжетами для скульптур обычно служили сцены из мифов и легенд, популярными персонажами выступали такие даосские божества, как Шоу Син, Ли Тегуай, Лю Хар, буддийское божество милосердия Гуаньинь. 

В целом коллекция китайского искусства в Иркутском художественном музее — одна из самых значительных в России. Великолепные образцы дают яркое представление о многовековом развитии глубоко оригинальных национальных традиций искусства китайского народа.

Ваза «мэйпинь»

Китай. ХIV век. Фарфор, глазурь селадон

Групповой портрет «Предки»

Китай. Вторая половина ХVIII века. Шелк на бумаге, клеевые краски, гуашь, золото

Блюдо

Китай. ХIХ век. Металл, перегородчатая эмаль

Бамбук

Неизвестный художник. Китай. XIX век. Бумага, тушь

Курильница «Слон»

Китай. ХVIII век. Металл, литье, инкрустация