Китай
На протяжении почти трех столетий Иркутск играл выдающуюся роль во взаимоотношениях России с Китаем. Через Иркутск шла оживленная торговля с Китаем, осуществлялись дипломатические и культурные связи. Иркутск служил базой для научно-исследовательских экспедиций в Китай таких ученых, как Потанин Г. Н., Пржевальский А. В., которые привозили оттуда для Восточно-Сибирского отдела Русского Географического общества (ВСОРГО) предметы быта и искусства. Неслучайно именно Иркутск стал обладателем ценной коллекции китайского искусства. Собрание Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачёва насчитывает более 1000 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства Китая. После долгих лет реставрации экспозицию украсили живописные полотна, не имеющие аналогов в России. Это четыре свитка под общим названием «Групповой портрет «Предки», написанные в период с XVI по XIX век, подаренные музею ВСОРГО хамбо-ламой Гомбоевым в 1889 году, а также сцена из романа Ло Гуань-чжуна «Троецарствие» — «Военный совет Чжугэ Ляна». Если первый долг китайца состоял в выражении признательности Небу, то второй долг – в признательности предкам. Именно эту роль играли наши свитки. Они вывешивались в богатых домах вельмож, выполняя роль репрезентативных семейных портретов.
Коллекция китайской графики насчитывает около 550 произведений и включает работы, выполненные в различных техниках: ксилография, минеральные краски, акварель, тушь, вырезка и аппликация из бумаги. Особую ценность имеет собрание китайского лубка XIX–начала XX веков – народных картин на исторические, бытовые, литературные и театральные сюжеты, основная часть которых поступила в 1920-е годы из иркутского Музея народоведения, унаследовавшего коллекции ВСОРГО. Большой интерес представляют акварели и гуаши на рисовой бумаге из серии «Производство чая» (XIX в.), свитки с живописью в традиционном жанре «горы-воды» (XIX в.). Современное искусство представлено работами мастера ксилографии Гэ Ша (1990-е гг.) и произведениями художников Чжао Хайнаня и Ван Сюлина (2000-е гг.), работающих в жанре традиционной китайской живописи гохуа.
Особая гордость музейной коллекции — собрание фарфора, родиной которого является Китай. Уже в X веке китайский фарфор приобрел всемирную известность. Знаменитые печи Люнцюаня славились изделиями, покрытыми голубой и светло-зеленоватой глазурью типа «селадон», который по цвету напоминал нефрит. Украшением экспозиции является ваза «мэйпинь» XIV века, обожженная в этих печах. В зависимости от цветовых сочетаний в росписи выделяют «зеленое семейство», «розовое семейство», в которых доминируют соответствующие названиям краски.
Художественное бронзовое литье долгое время оставалось самым примечательным явлением в искусстве Древнего Китая. Представленные в экспозиции музея произведения датируются XVII–XIX веками, но удивительная стойкость китайской цивилизации и непрерывная историческая преемственность культурных традиций позволяет проследить черты, уходящие своими корнями в глубокое прошлое. Так, например, ритуальный сосуд типа «дин», вазочка «гу» находят аналоги еще в Древнем Китае, где они использовались для приготовления ритуальной пищи и вина.
Национальным искусством в Китае считают яркие и красочные перегородчатые эмали, получившие большое развитие в эпоху Мин. Богатство оттенков, чистота исполнения и яркая образность снискали китайским изделиям в технике перегородчатой эмали заслуженную славу. Сосуды из перегородчатой эмали служили вазами для цветов, курильницами, ритуальными сосудами, чашами.
Богатая фантазия, тонкое понимание и знание природы, виртуозная техника исполнения китайских мастеров особенно ярко проявились в резьбе по дереву. Сюжетами для скульптур обычно служили сцены из мифов и легенд, популярными персонажами выступали такие даосские божества, как Шоу Син, Ли Тегуай, Лю Хар, буддийское божество милосердия Гуаньинь.
В целом коллекция китайского искусства в Иркутском художественном музее — одна из самых значительных в России. Великолепные образцы дают яркое представление о многовековом развитии глубоко оригинальных национальных традиций искусства китайского народа.