Скульптура

Сравнительно небольшая коллекция отечественной скульптуры (около 100 произведений) включает имена таких выдающихся мастеров, как Иван Петрович Витали (1794–1855), Николай Иванович Либерих (1828–1883), Марк Матвеевич Антокольский (1843–1902), Евгений Александрович Лансере (1848–1886), Роберт Романович Бах (1859-1933), Илья Яковлевич Гинцбург (1859–1939), Владимир Александрович Беклемишев (1861–1919), Анна Семёновна Голубкина (1864–1927), Сергей Тимофеевич Конёнков (1874–1971) и некоторые другие.
 
Большая часть произведений поступила в 1920–1930-е годы в Иркутске. Одно из лучших — уменьшенный мраморный вариант знаменитого портрета Ивана Грозного работы Антокольского — поступило из Иркутской мужской классической гимназии (подарок её выпускника золотопромышленника и благотворителя А. М. Сибирякова). Иркутяне передали музею четыре произведения известного анималиста Лансере (каслинское литьё, бронза), среди которых  выделяется бронзовая скульптура «Табун кабардинских лошадей», отлитая на знаменитой петербургской фабрике художественного литья, принадлежавшей Феликсу Шопену. В эти же годы поступила работа ученика знаменитого педагога Лаверецкого — профессора скульптуры Беклемишева «Как хороши, как свежи были розы». Её присутствие в Иркутске можно отчасти объяснить тем, что отец скульптора, театральный художник Александр И., будучи сосланным в Сибирь, в 1870-е годы был иркутским жителем.

От самого крупного сибирского золотопромышленника и любителя искусства Я. Д. Фризера поступила в коллекцию гипсовая модель памятника драматургу А. Н. Островскому работы ученика Антокольского И. Гинцбурга, который участвовал в конкурсе проектов памятников великому драматургу. Авторская подпись на пьедестале («И. Гинцбург 1916 г. г-ну Фризеру») свидетельствует об их личном знакомстве. В эти же годы в Иркутске была приобретена скульптура «Зубр» академика Р. Баха

До конца 1940-х годов коллекция скульптуры находилась практически в законсервированном состоянии. С 1948 года благодаря А. Фатьянову коллекция пополнилась из Государственного музейного фонда ещё тремя работами М. Антокольского (тонированный гипс), майоликой М. Врубеля «Мизгирь» (фрагмент композиции «Снегурочка»), восемью произведениями А. Голубкиной и произведениями других авторов. В эти же годы московские дарители Ф. Вишневский и Н. Величко передали музею скульптуры таких знаменитых мастеров, как Н. Либерих и С. Конёнков. В коллекции появились скульптуры почти забытых авторов — эстонского скульптора Августа Тимуса (1865–после 1918) и первой женщины-скульптора в России Жозефины Полонской (портрет Димы Вонлярлярского).
 
Таким образом, хотя коллекция и не даёт полной картины развития отечественной скульптуры, но она знакомит с целым рядом произведений ведущих мастеров XIX–начала XX вв.


 

Царь Иоанн Васильевич Грозный

Марк Матвеевич (Мордух Матысович) Антокольский. Итальянский мрамор. По модели в гипсе 1871 г. Не окончен (нет посоха и четок)

Как хороши, как свежи были розы

Владимир Александрович Беклемишев. По модели 1892 г. Вид алебастра

Мизгирь

Михаил Александрович Врубель. Экземпляр выполнен после 1899 года. Майолика

Марья

Анна Семеновна Голубкина. Бронза

Табун кабардинских лошадей, возвращающихся с поля

Евгений Александрович Лансере. 1878 год. Бронза