Япония

Коллекция искусства Японии в собрании Иркутского художественного музея включает около 700 произведений искусства. В собрании представлены практически все виды японского традиционного изобразительного искусства: лаки, фарфор, кость, гравюра. Это произведения, исполненные на рубеже двух эпох – позднего средневековья (эпоха Токугава, 1603–1868) и эпоха Мэйдзи (1868–1911). Преемственность искусства Японии позволяет увидеть в образцах конца XVIII–XIX веков традиции ранних исторических периодов. В собрании японского отдела около 70 произведений, исполненных в технике цветной ксилографии (гравюра на дереве). Коллекция считается одной из лучших за Уралом и может продемонстрировать разнообразие жанров. Гравюра на дереве – укиеэ («картины изменчивого мира») известна в Японии с VIII века, а со второй половины XVIII века активно развиваются разнообразные ее жанры: фукэй (пейзаж), мусяэ (историко-героический), бидзинга (изображение красавиц из чайных домов и «веселых кварталов»).

В нашей экспозиции представлены гравюры знаменитых мастеров японской графики: Хокусая («Сокровища семьи Фудзивара»), Хиросиге (листы из серии «53 станции Токайдо»), Еситоси («Поединок»), Тиканобу «Эдо. Такао в лунную ночь в "веселом квартале"». Роспись цветными красками и тушью на шелке демонстрирует свиток «Бодхидхарма» XVIII века, являющийся гордостью нашей коллекции. Искусство японского фарфора развивалось под сильным влиянием Китая и Кореи. Однако, стремительно преодолев этап становления и вобрав опыт предшественников, оно сумело стать заметным явлением в мировой художественной практике. В работе с керамикой японские гончары применяли асимметрию и легкую неточность форм, свободные затеки и живописные пятна глазури. Такие изделия отвечали идеалам простоты, близости к природе.

Резьба по кости является важной частью декоративно-прикладного творчества Японии. В XVIII и XIX веках именно в Японии прекрасные образцы миниатюрной скульптуры, вырезанной из кости и дерева, были доведены до совершенства в искусстве создания нэцкэ. Нэцкэ была непременной деталью традиционного японского костюма, являясь своеобразным противовесом в сложной системе, по которой личные вещи могли подвешиваться к поясу.

В экспозиции представлены разнообразные нэцкэ – как по материалу, так и по тематике. Одни мастера создавали образы повседневной жизни, другие изображали мифологических персонажей или животных. Уже к концу XVII века резьба нэцкэ стала своего рода «визитной карточкой» декоративно-прикладного искусства Японии.

Художественные лаки – один из самых знаменитых видов японского искусства. Хотя покрытие изделий из бумаги, дерева и других материалов лаком – изобретение Китая, японцы усовершенствовали это искусство. В японской лаковой росписи использовались только несколько цветов: красный, черный и золотой. Японские изделия из лака представлены в экспозиции шкатулками, палочками для еды и чашами.

Культура Японии выделяется своей уникальностью, которая состоит в предпочтении внутреннего изящества внешнему великолепию.

Дарума (Бодхидхарма)

Неизвестный художник. Япония. XVIII век. Шелк, акварель, гуашь, тушь, золото

Чашечка

Япония. XIX век. Фарфор, роспись

Чайница и чайник

Япония. Вторая половина XIX века. Фаянс, роспись